Японские исследователи утверждают, когда люди и их питомцы смотрят друг другу в глаза, запускается биологический механизм, укрепляющий связь собаки и человека.

Как выяснилось, когда человек и собака поддерживают зрительную связь,уровень окситоцина (гормона, укрепляющего связь матери и ребёнка) повышается в организме как хозяина, так и питомца.

«Люди эволюционировали и научились использовать конкретные коммуникативные инструменты, один из которых – взгляд, – говорит один из авторов исследования, ветеринар Такэфуми Кикусуи (Takefumi Kikusui). – Взгляд может выполнять роль физических прикосновений и объятий. Дело в том, что собаки могут использовать коммуникативный взгляд в адрес людей тоже».

Японские исследователи попросили 30 друзей и коллег прийти в лабораторию со своими питомцами. В ходе первого эксперимента собаки и их владельцы взаимодействовали в течение 30 минут. В моче тех пар, что провели большую часть этого времени, глядя друг другу в глаза, наблюдались более высокие концентрации окситоцина (у собак – на 130%, у людей – на 300%). Пары, которым запрещалось долго смотреть друг другу в глаза, такого повышения уровней гормона не показали. Те владельцы, что устанавливали зрительный контакт со своими питомцами, чаще касались их, гладили и разговаривали с ними.

Ученые также провели эксперимент с участием прирученных волков и их владельцев. Однако, никаких изменений в биохимии людей и животных учёными замечено не было. Вероятно, дело в том, что волки воспринимают прямой зрительный контакт как угрозу и избегают взгляда человека.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что общение взглядом между собакой и хозяином как форма социальной коммуникации, скорее всего, началось, когда псовые были одомашнены. Это укрепило связь между двумя видами.

«Собаки эволюционировали вместе с людьми в качестве их компаньонов последние 12 тысяч лет, а может, и дольше, – комментирует ветеринар Адам Малкольм (Adam Malcolm). – Так что физиологическая обратная связь, основанная на цикле окситоцина, неудивительна».

Научная статья авторов экспериментов была опубликована в издании Science.